Клепиков М. А.
Фотосъемка бабочек в природе
Бабочки Крыма
Lepidoptera of Crimea

"Фотомагазин", N 4, апрель 2002 г., с. 60-65.

Бабочки являются одними из наиболее популярных природных объектов как у профессиональных фотографов, так и среди многочисленных любителей (к последним, кстати, отношусь и я, автор этой статьи). Существует множество направлений прикладной и художественной фотографии, в которых так или иначе могут присутствовать изображения бабочек. В данной заметке пойдет речь только об одном из них, а именно - о так называемой естественно-научной фотографии. Как профессиональный лепидоптеролог (то есть специалист по бабочкам), я постараюсь сформулировать основные условия, которым должны соответствовать такие фотографии. Главное требование, которое предъявляется к съемке бабочек в природе - ДОСТОВЕРНОСТЬ изображения. Более подробно это можно сформулировать как пять основных правил:
1. Сниматься должно только живое полноценное насекомое. Безусловно, использование высоких декоративных особенностей засушенных и расправленных бабочек находит самое широкое применение в художественной или прикладной (например, при изготовлении рекламы) фотографии. Однако такие снимки никак не могут претендовать на роль естественно-научных.
Многие фотографы, в том числе и весьма известные, часто используют для съемки заранее отловленных и специально подготовленных насекомых - предварительно подморенных эфиром или хлороформом, или охлажденных в морозильной камере. Такие бабочки, оставаясь живыми, становятся вялыми и малоподвижными и позволяют произвести соответствующую настройку фотооборудования. К сожалению, эти методы также следует признать неприемлемыми. Дело в том, что при естественно-научной съемке необходимо передать не только окраску бабочки, но и ее поведение в природных условиях. Все бабочки имеют своеобразные позы покоя, которые строго характерны для каждой систематический группы и представляют большой интерес (особенно это касается представителей группы так называемых микрочешуекрылых). Они помогают выявить многие экологические особенности того или иного вида бабочки - поведение в природе в состоянии покоя или во время питания, способ маскировки, и т.д. А подморенные или охлажденные бабочки ведут себя отнюдь не естественным образом. Например, охлажденные микрочешуекрылые сначала просто лежат на боку. Через некоторое время, слегка согревшись, они начинают суетливо бегать, пытаются взлететь. При этом их длинные волоски и усики неряшливо торчат в стороны, крылья часто оказываются неестественно растопыренными. В таком состоянии бабочки никогда не примут характерных, зачастую очень причудливых, естественных поз, которые вы можете видеть на представленных здесь фотографиях (см. фото 8, 9). Поэтому снимки полудохлых подморенных или подмороженных бабочек не могут считаться достоверными.
2. Съемка бабочек должна производиться в естественных условиях. Безусловно, наиболее удобным способом было бы аккуратно отловить бабочку в природе, затем принести ее в хорошо оборудованную лабораторию или студию, посадить в садок или просто на лист или корягу и сфотографировать. Однако такие условия отнюдь не являются естественными. В природе бабочки сидят вовсе не где попало, а в строго определенных местах. Многие виды бабочек для отдыха специально выбирают субстрат, который соответствует особенностям их экологии. Например, те из них, чьи гусеницы развиваются на березе, часто имеют характерную окраску, маскирующую их на бересте. Большинство пядениц и огневок сидят именно на нижней стороне листьев, прячась от возможных хищников, в первую очередь - птиц. Многие дневные виды бабочек имеют строго очерченный круг цветов, на которых кормятся - длина их хоботка соответствует глубине венчика, в котором скрывается нектар. А таких ярких и эффектных бабочек, как переливница (Apatura ilia Schiff.), траурница (Vanessa antiopa L.) или тополевой ленточник (Limenitis populi L.) вы на цветах вообще не увидите - они питаются бродящим соком, вытекающих из ран на стволах деревьев, либо жидкой гниющей органикой (навоз, или разлагающиеся трупы животных), а также с удовольствием сосут влажную придорожную грязь. Так что фотография подобной бабочки на цветке будет откровенным подлогом, способным вызвать лишь раздражение у специалиста.
Как-то раз я увидел ночную бабочку - краснохвоста (Dasychira pudibunda L.). Ночью она прилетела на свет и поутру сидела на стене дома рядом с висящей над входом лампой. Я загорелся целью сфотографировать эту бабочку "в природных условиях" и постарался перенести ее на кору стоящего рядом дерева. Однако сколько я не пытался усадить туда краснохвоста, он упорно отказывался изобразить естественную позу - либо падал в траву, либо растопыривал крылья. Кончилось тем, что бабочка неожиданно взлетела. К счастью, мне удалось проследить ее полет. Краснохвост устроился на тонкой веточке сосны, растущей в нескольких десятках метров от дома. Я поразился - насколько замечательно эта мохнатая бабочка, вытянувшая передние лапки, слилась с веточкой (см. фото 6). Оказалось, что в покое краснохвосты предпочитают маскироваться отнюдь не на коре или листьях...
3. Лучше всего использовать прямое "лобовое" освещение, наиболее четко передающее рисунок крыльев бабочки. Не сомневаюсь, что многие мастера фотографии сочтут этот тезис спорным. Ведь овладение постановкой освещения, использование нескольких источников, позволяющих выявить не только цвет, но и фактуру и объем объекта, является, наравне с умением организовать композицию, одним из краеугольных камней, на котором держится искусство фотографии. Однако не все, что хорошо для художественной фотографии, одинаково приемлемо и для естественно-научной. Цель последней - максимально выявить характерные особенности снятой бабочки. Основным внешним признаком, по которому определяется тот или иной вид, чаще всего является окраска крыльев. Поэтому примитивное фронтальное расположение объекта, при котором отчетливы видны детали рисунка, является здесь наиболее предпочтительным. Например, приведенная здесь фотография голубянки Аргус (см. фото 1), вызывающая своим прямолинейным лобовым освещением нарекание многих профессиональных фотографов, тем не менее является безупречной с точки зрения специалиста-энтомолога. Сразу видно, что это именно Аргус, а не, скажем, родственная голубянка Идас или Аргирогномон. При таком подходе оправдано использование простейших кольцевых вспышек, дающих равномерное плоское освещение.
Безусловно, если вы хотите сделать крупный "портрет" бабочки (или любого другого мелкого беспозвоночного животного), выявить туманную глубину ее огромных фасеточных глаз с торчащей между ними спиралью хоботка, то в этом случае уже не удастся обойтись без специального, очень мощного макрооборудования и нескольких источников света. Такая фотография тоже будет считаться научной и достоверной. Однако выполнить эту съемку можно только в студии. При этом основной ее целью будет являться выявление морфологических особенностей (т.е. строения) бабочки, а не поведение конкретного вида в природных условиях. А это уже выходит за рамки обсуждаемого нами вопроса...
4. Одним из основных требований к фотографии бабочки в природных условиях является правильная идентификация вида. К сожалению, сделать это по фотографии удается далеко не всегда. Даже для определения многих дневных бабочек требуется одновременное изучение мелких деталей рисунка внешней и внутренней стороны крыла, особенностей строения ног или ротовых органов. Что же касается подавляющего большинства самых мелких бабочек (так называемых микрочешуекрылых), то у них по фотографии зачастую не удается установить не только вид или хотя бы род, но даже семейство, к которому принадлежит снятая бабочка. Многие из них выглядят совершенно одинаковыми. Точно сказать, к какому виду они относятся, можно лишь после изготовления и детального изучения под микроскопом их генитального препарата. Таким образом, точное определение бабочки (как, впрочем, и любого другого насекомого вообще) доступно лишь специалистам.
Возникает справедливый вопрос: а так ли уж важно знать, к какому виду относится сфотографированная бабочка? Если мы имеем в виду естественно-научную фотографию, то это необходимо. Потому что даже две очень похожие друг на друга бабочки имеют разные экологические и биологические особенности. При этом одна из них может быть самым обычным видом, не представляющим большого интереса, а вторая малоизученным раритетом, по которому до сих пор нет практически никаких сведений. Стоит ли говорить о том, насколько ценной окажется правильно оформленная и идентифицированная фотография такой бабочки!
Как же поступать фотографам, которые в большинстве своем отнюдь не являются профессиональными энтомологами? Ответ один - необходимо стараться отлавливать снятых бабочек, чтобы затем показать их специалистам. Для этого вовсе не обязательно запасаться специальным энтомологическим снаряжением и самому учиться расправлять и препарировать собранных бабочек. Вам не понадобятся ни морилки, ни расправилки, ни являющиеся страшным дефицитом специальные энтомологические булавки, ни запрещенный нашим доблестным МВД хлороформ. Достаточно будет простенького детского сачка, который можно купить в магазине игрушек или сделать самому. Прикрепите его к короткой ручке, чтобы сачок свободно мог поместиться в кофре. Отловленную бабочку надо посадить в небольшой пузырек или спичечный коробок. Я предпочитаю для этих целей использовать пластмассовые футлярчики из-под импортной фотопленки - они герметично закрываются крышечкой и кажутся мне наиболее удобными. Чего-чего, а этого добра сейчас полно у любого фотографа. Футляр с бабочкой после возвращения с полевых съемок надо поместить в морозильную камеру холодильника хотя бы на полчаса. Как показывает опыт, это хороший и безболезненный способ замаривания, при котором отловленный экземпляр хорошо сохраняется. Более того, после разморозки бабочки сохраняют гибкость, поэтому их, вынув из холодильника даже через полгода, можно накалывать на энтомологические булавки и расправлять. Единственное ограничение - мертвая замороженная или высохшая бабочка при транспортировке будет болтаться в футляре и может обломить лапки и усики, которые несут диагностические признаки. Чтобы этого не произошло, желательно перед выходом в поле положить на дно каждого футляра кусочек ваты.
5. Наконец, очень важным условием является правильное этикетирование снятого материала. Именно в этикетке заключается основная ценность собранного и сфотографированного экземпляра. А экземпляр без этикетки, указывающей место, время и условия съемки, не представляет НИКАКОЙ ценности. Итак, прежде всего, этикетки надо писать на простой тонкой бумаге карандашом. Почему карандашом? Записи тушью или авторучкой при попадании влаги или жира могут расплыться, и тогда вообще ничего нельзя будет разобрать. Записи карандашом сохраняются в любых условиях. Если не верите, можете провести простой опыт: возьмите два маленьких кусочка бумаги, на одном напишите что-нибудь ручкой, а на другом - карандашом. Оба опустите на день в воду, а потом посмотрите, какая из двух надписей будет лучше читаться...
Теперь - о данных, указываемых в этикетке. Этикетка должна содержать:
а). Точную дату съемки. День пишется двузначным числом, месяц римской цифрой, год - полностью, например: 12.VI.1999 или 03.V.2001.
б). Точное место съемки. Очень часто эти данные записываются небрежно, например: "дер.Пупкино, Лысая гора". А теперь скажите, кто из специалистов, например в Москве, которому вы будете показывать ваш материал, знает, где находится эта "дер.Пупкино" и что такое - "Лысая гора"? Поэтому название ближайшего населенного пункта (или реки, озера) надо указывать так, чтобы ЛЮБОЙ человек без труда мог найти это место на географической карте более или менее точно. Например: "Ярославская обл., Гаврилов-Ямский р-н, окр.дер.Пупкино". В данном случае, если человек не сможет найти подробной карты этого района, где указана данная деревня, он всегда может найти районный центр (в данном случае - Гаврилов-Ям), или, на худой конец, область в любом Малом атласе России или СССР.
в). Также желательно указать, условия нахождения этого экземпляра. Для этого "Лысая гора" совсем не подходит - кто знает, что за биоценоз находится на этой горе? Сосновый лес? Суходольный луг? Кустарник? Правильнее будет указать именно биоценоз, а также обстоятельства съемки, если есть необходимость, например: "Россия, Ярославская обл., Гаврилов-Ямский р-н, окр.дер.Пупкино, суходол на склоне холма".
г). Фамилию и инициалы того, кто сфотографировал и поймал данный экземпляр.
д). Номер пленки и кадра, на котором запечатлена эта бабочка.
Заморенных бабочек в футляре можно сверху слегка прикрыть вторым кусочком ваты, а на него положить заполненную этикетку, и, наконец, закрыть крышечкой. В таком виде собранные бабочки могут храниться в морозильной камере сколь угодно долго. Если же по какой-либо причине вы не хотите загромождать свой холодильник футлярчиками с бабочками, их можно хранить в любом другом месте. В этом случае содержимое футляра лучше некоторое время подрежать открытыми, чтобы просушить. Иначе материал может заплесневеть и погибнуть. В морозильной камере, кстати, ему это не грозит.
Несколько слов для тех, кто стесняется обращаться к специалистам-энтомологам, полагая, что у тех своих забот хватает. Безусловно, хороших специалистов по бабочкам не так много. Например, в России есть всего несколько десятков человек, которые могут точно определять многочисленных представителей микрочешуекрылых. Большинство из них работает в крупных научных центрах. Однако никакой специалист не может сам охватить своими сборами территорию нашей огромной страны. Поэтому правильно собранный и, что самое главное, этикетированный материал всегда представляет определенный интерес не только для автора фотографий, но и для профессиональных энтомологов. Единственное - не требуйте от них, чтобы они тут же оставили все свои дела и бросились определять ваш драгоценный материал...
Хочу отметить, что я всегда ловлю снятых бабочек, кроме тех, которых, как специалист, могу определить непосредственно в поле. Обработку и определение собранного материала я обычно произвожу зимой, после окончания полевого сезона. Таким образом, ответа на вопрос какая бабочка изображена на той или иной фотографии? - иногда приходится ждать по полгода, и даже больше. Те же фотографии бабочек, которых не удалось поймать и определить, "не считаются" независимо от качества изображения.
После того, как мы сформулировали основные требования, которые предъявляются к естественно-научной съемке бабочек в природных условиях, можно перейти к некоторым техническим правилам, которые надо учитывать, фотографируя живых бабочек. Но сначала необходимо сказать несколько слов об оборудовании, с которым я работаю. Оно советского производства, достаточно скромное и доступно любому фотографу-любителю. Камера - фотоаппарат "Киев-19" для стандартной 36-мм пленки, зеркальный. Объектив с прыгающей диафрагмой и полуавтоматический установкой экспозиции. Крепление объектива байонетное. Наиболее часто используемый объектив - МС ГЕЛИОС-81Н с пределами диафрагмирования 2-16, относительным отверстием 1:2 и фокусным расстоянием 50 мм. Фактически, это штатный объектив, которым и была укомплектована камера. Кольцевой вспышки нет. Пользуюсь небольшой отечественной вспышкой ФИЛ-16, которая в качестве аккумуляторов использует блок с четырьмя стандартными круглыми батарейками (размер D). Единственным импортным компонентом является набор автоматических переходных колец Soligor (36/20/12 мм). В случае с самыми мелкими бабочками помимо колец использую также стандартную отечественную линзу +2 (резьба объектива М49х075). Фактически, вместо данного оборудования может быть использован и традиционный "Зенит", а импортные переходные кольца заменены на соответствующие резьбовые отечественные.
Пару лет назад ко мне приезжал коллега из Голландии, который привез с собой целый рюкзачок, набитый всевозможным фотооборудованием. У него была замечательная дорогущая автоматическая камера и целая куча всевозможных объективов - макро, зумы, конверторы и т.д. и т.п. В видоискателе камеры высвечивалась масса электронных параметров, вся эта техника жужжала, мигала и двигалась... Рядом с ним я просто стеснялся своего скромного оснащения, предпочитая снимать бабочек на соседней полянке. После окончания поездки мы проявили отснятые фотопленки, обменялись фотографиями. Мои оказались намного лучше.
В своей работе я использую несколько очень простых правил. Следует оговорить, что все они были определены методом проб и ошибок в течение нескольких лет работы. Кстати, именно этим эмпиризмом, на мой взгляд, фотограф-любитель и отличается от профессионала. Последний всегда сможет определить заранее, какие параметры ему необходимо выставить на том или ином оборудовании, чтобы получить необходимый результат. Итак, вот эти правила, которые, в сочетании со знанием особенностей поведения различных групп бабочек, позволят вам добиться хороших результатов даже при условии использования недорогого отечественного оборудования.
1. Параметры, которые используются во время полевой съемки, всегда одни и те же, независимо от погодных условий, а также снимаемых объектов. Т.е. в процессе съемки ничего крутить не надо.
Диафрагма на моем объективе постоянно установлена на максимум (16) - для обеспечения наибольшей глубины резкости, которая столь необходима при макрофотосъемке.
Фокусное расстояние всегда минимальное (50 мм). В зависимости от величины снимаемой бабочки меняется лишь набор переходных колец. Дело в том, что при макрофотосъемке глубина резкости очень мала. Элементарное дрожание рук может привести к тому, что объект "вывалится" из глубины резкости, или просто получится смазанным. Так что держать в одной руке тяжелую камеру, на которой установлен полный набор колец и фотовспышка в придачу, а другой крутить объектив, стараясь при этом сохранить изображение резким, очень сложно. У автоматических камер наводка на резкость осуществляется простым нажатием кнопки. Но и в этом случае фотографу приходится решать задачу со многими переменными. Не следует забывать, что и сам объект (бабочка) может улететь в любую секунду. Поэтому наиболее простое решение видится в том, чтобы просто руками подводить заранее настроенную камеру со взведенным затвором и заряженной вспышкой к объекту до тех пор, пока его изображение в видоискателе не станет резким.
Единственная проблема, которую приходится решать в этом случае борьба с дрожью рук. Но все решения здесь уже давно и хорошо известны. Например, можно пользоваться небольшим штоковым штативом, который упирается в субстрат. Или просто упереть во что-то локтем руку, держащую камеру. Если есть возможность, я всегда стараюсь делать не один, а несколько снимков подряд (обычно три-пять). В этом случае хотя бы один из них получается хорошим.
А вот с ветром, раскачивающим травинку или веточку, на которой сидит бабочка, ничего поделать нельзя. Ветер - самый главный враг любого, кто занимается съемкой бабочек в природе. И ни ругань, ни проклятия в адрес бездушной стихии не помогают. Проверено...
2. Съемка производится исключительно со вспышкой. При этом выдержка также всегда одна и та же - 1/60. При использовании негативной фотопленки (как правило, наименее зернистой, с чувствительностью 100) данной выдержки вполне хватает для хорошего освещения объекта. При использовании более требовательной слайдовой пленки бывает достаточно двух выдержек - 1/60 и 1/30, независимо от условий внешней освещенности. При работе со вспышкой внешняя освещенность влияет лишь на фон фотографируемого объекта. Например, в ясный солнечный день фон выглядит более светлым, в пасмурный - темным (так называемый "эффект ночной съемки"). При этом чем меньше бабочка (то есть, чем больше увеличение), тем меньшее значение будет иметь естественное освещение.
Безусловно, наиболее предпочтительным вариантом является использование кольцевой вспышки. Однако, она есть далеко не у всех. Возможно также использование нескольких (обычно двух) вспышек. Говорят, любому технарю ничего не стоит сконструировать подобное устройство. К сожалению, я биолог, а не технарь. Поэтому любая самодельщина является для меня непреодолимой трудностью. Пришлось научиться пользоваться одной простой вспышкой. Перепробовав массу вариантов и комбинаций, какие только позволяла длина кабеля, я пришел к выводу, что самые лучшие результаты дает элементарная установка вспышки в штатный башмак фотоаппарата, который расположен над видоискателем. Все остальные способы размещения дают некрасивую резкую тень, которая портит снимок. Как правило, никаких дополнительных приспособлений - всевозможных козырьков, рассеивателей и светоэкранов - в этом случае не требуется.
Даже системой TTL я никогда не пользуюсь - при фиксированных параметрах съемки в этом просто нет необходимости.
Необходимо оговориться, что данные параметры оказались наиболее приемлемыми именно для моего оборудования. Можно предположить что для другого оснащения (другая камера, вспышка или объектив) они могут несколько отличаться (прежде всего - выдержка). Однако основные положения - фиксированные параметры (максимально возможная диафрагма, минимальное фокусное расстояние и постоянная выдержка) и использование вспышки - остаются верны для любого оборудования. Что же касается фотопленки, то здесь действуют обычные стандартные требования к макрофотосъемке. Они просты и давно известны: пленка должна быть мелкозернистой и иметь хорошую цветопередачу. Разумеется, лучше всего использовать дорогие пленки для профессиональной съемки, но это определяется исключительно финансовыми возможностями фотографа. Все представленные здесь фотографии сделаны на обыкновенной пленке Fujicolor superia 100.
Наконец, помимо перечисленных выше элементарных технических правил, необходимо знать несколько простых особенностей поведения самих объектов, т.е. бабочек. Согласно этим особенностям, всех наших бабочек условно можно разделить на три группы: так называемых "дневных", "ночных" и "микрочешуекрылых". Все эти группы не соответствуют реальной, современной научной классификации чешуекрылых, и поэтому приводятся в кавычках.
1. "Дневные" бабочки (фото 1, 2, 3, 4) - довольно четко очерченная группа чешуекрылых, которых иногда также именуют булавоусыми (Rhopalocera). Именно они в сознании большинство наших читателей в первую очередь и ассоциируются со словом "бабочка". Это самая яркая, самая заметная группа, представители которой порхают днем на наших лугах и полянках. Однако на самом деле она содержит не более 15 процентов от всех обитающих у нас видов. Тем не менее, дневные, или булавоусые бабочки являются самыми популярными объектами для фотосъемок.
Как ни странно, теплый и ясный солнечный день является самым неподходящим для съемки дневных бабочек. Как правило, эти насекомые первую половину дня кормятся на цветах, а вторую активно летают в поисках самок. В это время подобраться к ним на расстояние, необходимо для фотосъемки, практически невозможно - они стремительно улетают намного раньше.
Гораздо более удобны для фотографирования дневных бабочек вечерние часы (в летнее время примерно после шести-семи часов вечера и до захода солнца). Бабочки в это время гораздо менее активны и подпускают фотографа на необходимое расстояние. То же можно сказать и про пасмурную, в том числе и дождливую, погоду. Однако в таких условиях дневные бабочки большую часть времени проводят со сложенными крыльями (фото 1, 4). Но не стоит отказываться от возможности снять бабочку в таком положении. Большинство дневных бабочек - голубянок, перламутровок и шашечниц - надежно различаются только по рисунку испода (т.е. нижней части крыльев). С раскрытыми крыльями эти бабочки практически неотличимы друг от друга.
Впрочем, наибольшей популярностью все-таки пользуются снимки, на которых бабочки изображены с широко расправленными крыльями. Обычно бабочки раскрывают крылья для того, чтобы активно улавливать солнечную радиацию, проще говоря - согреться. Поэтому наиболее благоприятной для съемки дневных бабочек является облачная погода с прояснениями. Когда в прохладный пасмурный день ненадолго выглядывает солнце, бабочки раскрывают крылья (фото 2, 3). При этом они долго остаются на одном месте, что дает возможность сделать хорошие фотографии. Единственным недостатком является то, что в такую погоду обычно дует сильный ветер.
Поскольку дневные бабочки - объекты очень осторожные, главное качество, которое необходимо при работе с ними, это терпение. Сложные фасеточные глаза бабочек дают довольно нечеткую, мозаичную картину окружающего мира, однако позволяют замечать малейшее движение вокруг (зрение у бабочек почти сферическое, "мертвого поля" практически нет). Поэтому в любую погоду приближаться к бабочкам надо очень осторожно, держа фотоаппарат у глаз. В противном случае как только ваши руки с камерой поползут вверх, бабочка тут же заметит это движение и улетит. Поэтому далеко не каждое подползание к бабочке заканчивается нажатием спусковой кнопки. Соотношение таково, что на десять подползаний приходится примерно одно нажатие. При этом лишь один кадр из десяти (если не меньше) выходит действительно удачным. Итого сто подползаний на один удачный кадр. Если подобный КПД вас не устраивает, то не стоит вообще браться за фотосъемку бабочек в природе.
Не следует забывать и о том, что для очень многих видов бабочек (не только дневных) характерен половой диморфизм, то есть их самцы и самки отличаются друг от друга по цвету или размерам. Например, самцы многих наших голубянок окрашены либо в различные оттенки небесно-голубого (представители родов Polyommatus, Plebeius - фото 1 и многих других), либо красного цвета (род Lycaena - фото 2). Самки же практически всех голубянок имеют бурую или темно-коричневую окраску (см. фото 3). Идеальным случаем является серия фотографий таких бабочек в естественных условиях, на которой будут изображены и самцы и самки, причем как с раскрытыми, так и со сложенными крыльями.
2. "Ночные" бабочки (фото 5 и 6). В эту группу обычно чохом записывают всех крупных и мелких мотыльков, которые вьются по вечерам вокруг фонарей и ламп. Эта сборная группа включает два крупнейших семейства наших бабочек - совок и пядениц, а кроме того, всевозможных шелкопрядов, бражников, хохлаток, медведиц и многих-многих других. Но и эта группа содержит лишь 35-40 процентов от общего числа наших бабочек.
В отличие от "дневных" бабочек, время активности "ночных" действительно приходится на вечернее и ночное время суток. Лет у большинства из них начинается с наступлением сумерек. Поэтому ночные бабочки - гораздо более удобные и благодарные объекты для фотосъемки. Днем они спокойно сидят на различном субстрате, что позволяет фотографировать их без особой суеты. При этом следует иметь в виду, что большая часть ночных бабочек в покое складывает крылья "домиком" (фото 6). То есть эти объекты имеют определенный объем, что диктует свои требования к проработке глубины резкости. У многих ночных бабочек (особенно у представителей семейства Совок и Хохлаток) имеются характерные образования из волосков и чешуек на теле и крыльях всевозможные хохолки, гребешки и зубчики. Эти детали имеют важное значение при диагностике. Кроме того, они обычно не сохраняются при расправлении бабочки, наколотой на булавку. Поэтому необходимо уделять особое внимание передаче этих деталей.
Пожалуй, одними из наиболее удобных для фотосъемки являются различные пяденицы (семейство Geometridae). Как правило, это небольшие или средней величины бабочки, многие из которых имеют нежные крылышки, окрашенные в тончайшие тона. Большая часть пядениц в покое распластывает крылья по субстрату и выглядит почти плоскими (фото 5). Для того чтобы получить удачные фотографии этих бабочек, можно использовать достаточно простые объективы, не заботясь о большой глубине резкости.
Наконец, целый ряд "ночных" бабочек на самом деле ведет активный дневной образ жизни. Таковы многие совки, пяденицы, некоторые коконопряды, бражники и сатурнии. Поэтому работать с ними приходится так же осторожно, как и с дневными бабочками.
Необходимо также отметить, что рисунок испода крыльев подавляющего большинства ночных бабочек однотонный серый. Он спрятан под сложенными крыльями и не представляет никакого интереса. Зато у многих совок, медведиц и некоторых бражников рисунок задних крыльев значительно отличается от передних. При этом передние крылья чаще всего имеют покровительственную (т.е. маскировочную) окраску, делающую бабочек незаметными на фоне сухих листьев или древесной коры. Задние же крылья, наоборот, имеют яркие и контрастные цветные пятна и открываются только в минуту опасности, чтобы вызвать замешательство у возможного хищника. Для того, чтобы запечатлеть демонстрацию подобной окраски, необходимо слегка потревожить бабочку. При этом, однако, следует иметь в виду, что вместо того чтобы пугать фотографа, она может просто улететь.
3. Самые мелкие, самые незаметные бабочки, так называемые "микрочешуекрылые", или "микролепидоптеры" (фото 7, 8, 9, 10, 11) составляют третью, наибольшую сборную группу, включающую почти 50 процентов всей нашей фауны чешуекрылых. В отличие от двух других вышеперечисленных групп, микрочешуекрылые изучены гораздо меньше. О различных представителях микролепидоптер можно написать целую книгу.
Итак, больше половины всей фауны наших бабочек являются мелкими или очень мелкими - размах крыльев некоторых из них не превышает трёх миллиметров! Именно благодаря своим крошечным размерам они редко обращают на себя внимание рядовых любителей природы. Впрочем, любому из нас хоть раз в жизни приходилось сталкиваться с микролепидоптерами - ведь обыкновенная домашняя моль, портящая наши воротники и шапки, тоже микролепидоптера! Другой пример - всем хорошо известный яблочный "червяк". На самом деле это никакой не "червяк", а гусеница маленькой бабочки из семейства Листоверток - Яблоневой плодожорки (Cydia pomonella L.).
К сожалению эта огромная и разнообразнейшая группа бабочек до сих пор не пользуется популярностью со стороны тех, кто занимается макрофотосъемкой живой природы. А зря! Среди многих крошечных бабочек встречаются виды изумительной красоты (например, фото 7). Не менее разнообразны и удивительны позы покоя многих микрочешуекрылых (фото 8 или 10). Наконец, они являются нетрадиционным и незатасканным объектами. Качественные фотографии микрочешуекрылых в природных условиях до сих пор крайне редко появляются на страницах журналов.
Безусловно, маленькие размеры этих бабочек предъявляют повышенные требования как к оборудованию, так и к используемой фотопленке.
Кроме того, необходимо повторить, что точное определение подавляющего большинства представителей этой группы возможно только по генитальным препаратам. Для этого необходимо отлавливать, замаривать и этикетировать каждую снятую бабочку.
Основные правила работы с микролепидоптерами такие же, как и с дневными, и с ночными бабочками. Часть мелких бабочек летает днем, другая - в сумерках и ночью. Однако последние также могут быть очень пугливыми и даже днем улетать при малейшей опасности.
Хочется напомнить, что все бабочки в своем развитии также проходят стадии яйца, гусеницы и куколки. Очень заманчиво сделать серию снимков какой-либо бабочки на всех четырех стадиях развития. Даже пара фотографий - гусеница и то, что в конечном счете из нее вывелось - способна произвести сильное впечатление. При этом гусеницы - гораздо более благодарный объект для съемок (фото 12). Они малоподвижны, а кроме того, зачастую очень красиво и ярко окрашены. Вывести бабочку из гусеницы очень просто. После съемки в природных условиях достаточно поместить ее в стеклянную банку, поставить на подоконник и регулярно снабжать кормовым растением - тем самым, на котором она сидела в природе. Если ваши домашние не питают особой любви к гусеницам и не хотят, чтобы они выбирались из банки и ползали по квартире, желательно горлышко банки закрыть тканью и стянуть резинкой. Марля для этих целей подходит не всегда, поскольку многие гусеницы очень сильные и могут выбраться сквозь марлю, просто раздвинув ее волокна. Наконец, последнее замечание - после выхода из куколки бабочке необходимо забраться на какой-либо высокий вертикальный предмет, чтобы расправились ее крылья. В природе это, как правило, стебли травы или стволы деревьев. А в банку с куколкой достаточно будет опустить до самого дна полоску ткани, верхний конец которой будет зажат резинкой, стягивающей марлю. Разумеется, на этикетке, сопровождающей выведенную бабочку, должно быть указано не только время и место нахождения гусеницы, но и ее кормовое растение.
В заключение хочется отметить, что все перечисленные правила приемлемы и при фотосъемке любых других подвижных насекомых, пауков и прочих мелких членистоногих. Единственное замечание - тело многих насекомых (например жуков) сильно выпуклое, что требует особого внимания к глубине резкости снимка.

(C) Максим Анатольевич Клепиков
заместитель директора по научной работе
Дома Природы г.Тутаева (Ярославская обл.)

ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ:
1. В свое время эта фотография голубянки Аргус (Plebeius argus L.) за прямое лобовое освещение была подвергнута жестокой критике со стороны профессиональных фотографов. Однако с точки зрения специалиста эта фотография безукоризненна, поскольку на ней очень хорошо видно, что это именно Аргус, а не его ближайшие родственники. Фотография была сделана в грозу, которая застала автора во время полевых съемок. Спасаясь от дождя он спрятался под большой березой и обнаружил, что здесь не один - на сучке укрывалась от дождя под кроной дерева маленькая голубянка.
Снято 17 июня 2000 года в окрестностях Нижнего поселка г.Ярославля.
2. Самец Червонца щавелевого (Lycaena hippothoe L.) имеет замечательный фиолетовый отлив на ярко-красных крыльях.
Снято 13 июня 2000 года на лугу в окрестностях дер. Пустово (Ярославская обл., Тутаевский р-н).
3. Самочка Червонца щавелевого (Lycaena hippothoe L.) имеет скромную буроватую окраску, как, впрочем, и большинство самок остальных голубянок. Обе фотографии были сняты сразу же после грозы, когда при первых лучах солнца бабочки выбрались из глубины травы и расправили крылья.
Снято 13 июня 2000 года на лугу в окрестностях дер. Пустово (Ярославская обл., Тутаевский р-н).
4. Цветочный глазок (Aphantopus hyperantus L.) является самой обычной бабочкой наших полей, лугов, полян и пустырей. Его раскрытые черно-бурые крылышки не вызывают никакого интереса. Однако стоит лишь взглянуть на сдержанный и благородный "дизайн" испода этой бабочки, как отношение к ней сразу меняется в лучшую сторону...
Снято 5 июля 2000 года на лугу в окрестностях дер. Артемьево (Ярославская обл., Тутавеский р-н).
5. Ночные бабочки из семейства Пядениц (Geometridae) в дневное время сидят, широко распластав крылья. Так они маскируются на фоне субстрата. При этом бабочки становятся совсем плоскими, как, например эта цветочная пяденица Eupithecia icterata Vill. Все это делает пядениц очень удобным объектом для макрофотосъемки. Кстати, цветочных пядениц-эупитеций очень любил Владимир Набоков...
Снято 26 июля 1999 года в парке г.Ярославля.
6. Ночная бабочка краснохвост (Dasychira pudibunda L.) идеально приспособлена для маскировки на тоненькой веточке дерева.
Снято 19 июня 2001 года в урочище Кухмарь национального парка "Плещеево Озеро" (Ярославская обл.).


7. Примитивная Беззубая первичная моль (Eriocrania sparrmannella Bosc) очень красива. Ее крылышки словно усыпаны драгоценными блестками. Однако разглядеть эту красоту можно лишь при помощи сильного макрообъектива. Крошечный красный клещик в правом нижнем углу снимка оказался совершенно случайно.
Снято 18 мая 1999 года в березняке в окрестностях Среднего поселка г.Ярославля.
8. Тощая березовая моль (Caloptilia betulicola M.Hering) в покое опирается на две пары широко расставленных передних ног и конец тела, так что вся бабочка становится похожа на маленький ручной пулемет. Эта поза очень характерна и для других представителей рода Моль тощая (Caloptilia).
Снято 5 мая 2000 года в окрестностях села Степанчиково (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский р-н).
9. Маленькая огневка-травянка Agriphila tristella (Den. & Schiff.) является типичным обитателем травостоя наших полей и лугов. В покое травянки сидят плотно прижавшись к стебелькам злаков. Их передние лапки вытянуты вперед, а усики закинуты на спину.
Снято 25 июля 1999 года в сосновом бору в окрестностях дер.Филимоново (Ярославский р-н, левбережье Волги).
10. Маленькие оранжевые Cyphophora idaei Zell. из семейства Узкокрылых молей в покое чаще всего сидят вдоль центральной жилки на листьях крупных травянистых растений (например, лопуха). Обратите внимание на характерные пучки чешуек, попарно торчащие на крыльях этой бабочки.
Снято 17 июня 2000 года на лугу в окрестностях Нижнего поселка г.Ярославля.
11. Epermenia illigerella Hbn. относится к малоизвестному и малоизученному семейству Зонтичных молей. Обратите внимание на характерные гребешки чешуек, образующиеся на спинной стороне бабочки, когда она складывает крылышки.
Снято 19 июня 2000 года в урочище Симак национального парка "Плещеево Озеро" (Ярославская обл.).
12. Гусеница Буковой гарпии (Stauropus fagi L.) имеет не только необычную внешность, но и очень странную угрожающую позу. Все это должно отпугивать возможных пернатых хищников. Однако такая раскоряка способна вызвать замешательство даже у видавших виды фотографов.
Снято 15 июля 1999 года в парке г.Ярославля. ---